lion_house (lion_house) wrote,
lion_house
lion_house

Реорганизация музея в СКОЛКОВО

«Как уже сообщалось ранее», в декабре 2010 года на кампусе Московской школы управления СКОЛКОВО открылся Музей крестьянской живописи и скульптуры, сформированный из предметов частной коллекции народного искусства Алексея Германовича. Одновременно с открытием происходило празднование Нового года. Много фото с мероприятия.

Десятого декабря 2011 года состоялось открытие реорганизованного музея. который теперь говорит не только о крестьянском искусстве, но и о влиянии его на авангард. С искусствоведческой точки зрения параллели показаны довольно невнятно, но сами вещи стали представлены лучше. Все можно трогать, появились какие-никакие, но экспликации моего авторства.

Музей можно посетить, но пробраться на кампус школы не так-то просто. Если вас заинтересовал музей, вы можете написать мне в фб: http://www.facebook.com/lantioki или вконтакте: http://vkontakte.ru/lantioki

А теперь несколько фото с открытия реорганизованного музея и тексты некоторых экспликаций.





Масленичные санки
Масленица на Русском Севере — это всегда долгожданная встреча с солнцем после холодной снежной зимы. И в наши дни на масленичной неделе все высыпают на улицы есть блины, водить хороводы и сжигать чучело, а уж сто лет назад и подавно знали, как правильно встретить весну, чтобы она не прошла мимо.
Дети встречали весну, катаясь на таких расписных санках. Они использовались исключительно на масленичной — «катальной» — неделе, поэтому дошли до нас в хорошем состоянии. Все остальное время года санки висели в сенях и служили украшением дома.
Катание на санях — это, конечно, не только увеселение. Считалось, что таким образом повышается плодородие земли, и лен уродится таким же долгим, как ледяная дорожка. Главное — покрепче держаться и постараться проехать как можно дальше.
Цветы и птицы, самовары, сценки катаний и, конечно, всевозможные круглые розетки, которые принято ассоциировать с солнцем — вот что украшает декоративно-прикладные к снежной горке и к веселой дороге санки. Это праздник, подробно запечатленный в красках.


Кустодиев. Масленица.



Сундуки
Помните из детства, как у бабушки на кровати горкой лежали подушки, накрытые кружевной салфеткой? Куда их, казалось бы, столько? Горка из сундуков — это то же самое, как ни странно. Чем больше в доме подушек и сундуков — тем, как считалось раньше, семья зажиточнее.

Слово «сундук» тюркского происхождения. Видимо, сундуки появились на Руси в XIII веке, вместе с татаро-монголами. В отличие от прялок и дуг, сундуки используются в быту до сих пор — в каждом доме найдется, что в них положить.
Сундуки бывают двух видов — с плоской крышкой и с выпуклой. Некоторые сундуки изготавливались такой формы, что их можно было использовать вместо подушки. В сундуках хранили все: в маленьких — драгоценности и деньги, в больших — одежду и продукты. Чем больше был сундук у невесты, тем желаннее было ее появление в доме жениха.
Чтобы сундук был прочнее, его обивали железом, чтобы был наряднее — расписывали. Большинство из представленных сундуков происходят из Вологодской области, где в районе Великого Устюга, в Шемогодской волости, с давних пор существовало сундучное производство. Там «За пятерку деревяшек … мастера брали цену сообразно наружной окраске сундука: за писаные от 1р. 20 к. — 1 р. 30 к., крашеные от 80 к. — 90 к.» Умение «наводить цветы», как видно, ценилось выше.
Сундучных дел мастера также работали в Пермской губернии, на Вятке, в Холмогорах и создавали большие и малые сокровищницы семейной жизни. 



Дуги
Приветствуем вас на автосалоне–1900. Если вам нужны телеги, вам в соседний ряд. У нас — товары высшего класса для самых продвинутых, у нас — расписные конские дуги. Выбирайте, с золотыми львами или с красными розами? С колокольчиками? Мы знаем, что будет модно в этом сезоне, мы задаем стиль конских дуг для тех, кто понимает.
В старину позволить себе иметь в упряжи расписную дугу могли только люди с определенным достатком. Такие дуги были дорогими, демонстрировали особый статус их владельца. Коллекция конских дуг Алексея Германовича — это автопарк из «ламборджини» и «мазератти» полуторавековой давности. Дуг у Алексея больше ста пятидесяти, в то время как государственная коллекция их насчитывает всего тридцать.
Изготовление дуг обычно происходило в два этапа. Сначала они вырезались из дерева — подходили гибкие ветла, вяз, бук. Центр производства был на средней Волге, в Нижнем Новгороде. Правильно согнуть дугу, так, чтобы она, не ломаясь, служила долгие годы, было настоящей наукой. Готовые дуги украшали резным орнаментом, раскрашивали и продавали на местных ярмарках. Часть дуг везли на север и расписывали там.
Покраска защищала дугу от гниения и делала весь «выезд» заметным. Яркость особенно ценилась ямщиками, которым нужно было привлечь «клиента», и они покупали дуги с медными накладками, тисненой кожей и, конечно, с позолотой. Сегодняшние таксисты, кстати, тоже стараются выделить свою машину, громоздя на крышах немыслимые конструкции.


Николай Сверчков. Ямщик.



Прялочная пирамида
Каждая крестьянская девушка сто лет назад пришла бы в восторг от такой пирамиды. Еще бы — можно хоть каждый день ходить «на бесёду» с новой прялкой и ловить восхищенные взгляды подруг. Это примерно как надевать каждый день новые туфли. Мы бы друг друга поняли.
Прялка сопровождала крестьянскую девочку с рождения и участвовала во всех важных обрядах. Через прялку передавали младенца крестной матери. На прялках катались на масленицу с горки, чтобы уродился длинный лен. Также считалось, что если молодая принесет с собой прялку из дома, то она родит девочку, а если прялку подарит ей муж — то мальчика.
Прясть девочки начинали в пять–семь лет, чтобы успеть изготовить себе приданое. Прясть в одиночестве было скучно, поэтому девушки собирались вместе. Прялка на таких посиделках приобретала и статусную функцию — иметь самую красивую прялку практически означало быть лучшей невестой. Зимними вечерами темные избы зацветали пестрыми узорами, и казалось, что лето стало ближе.
А еще с прялкой можно было поговорить, если совсем не с кем.
Конструкция и декор прялки отражают ее функции. Чтобы прясть, к вертикальной лопасти с внутренней стороны привязывали кудель — шерстяную, льняную или конопляную. Садились боком на горизонтальное донце, брали веретено — и вперед.
Прялочная пирамида — выставка сконцентрированной девичьей радости и гордости, возносящейся куда-то к небу. Мы практически заглядываем крестьянке в душу и находим там вечные, понятные нам желания быть самой красивой и обладать самым лучшим.


Аффтар с прялкой. Фото Дуси Соболь.



Олимпийское одеяло
Такое лоскутное одеяло, «сшитое» из узоров различных видов традиционного искусства России, стало официальным фирменным стилем Олимпиады в Сочи -2014 . Яркие паттерны украсят олимпийские объекты — от стадионов до футболок.
Среди 16 лоскутков — популярные узоры Хохломы, Гжели и Жостова, а также малоизвестные: ракульская, северодвинская и мезенская прялочная роспись, уфтюжская роспись сундуков, тарногская трехгранновыемчатая резьба и вологодское кружево.
Старинные узоры вдохновили современных дизайнеров на создание своеобразной карты России, карты-одеяла. Разглядывая ее, можно совершить виртуальное путешествие по русским просторам. Вот кубачинские цветы — и мы в Дагестане, вот Палех — и мы в Ивановской области, вот мезенские кони — и мы на Русском Севере. Золотистый закат летнего вечера на Волге запечатлен в хохломской росписи. Узоры Гжели похожи на глубокие синие тени на белом мартовском снегу. Геометрическая якутская вышивка напоминает пейзажи тундры.
Многоликость народов и разнообразие традиций отражаются в народных орнаментах. Сшитые вместе в лоскутном одеяле, они становятся как будто озерами и реками, горами и долинами на карте огромной страны. Образы Олимпиады в Сочи-2014 — это необычайное многообразие и традиционное гостеприимство, нежно укрывающее всех с головой.



Филенки
Филенка – это своеобразная единица измерения крестьянского дома. Двери, дверцы шкафов, заборки-перегородки, опечки – во многих крестьянских домах все это состояло из филенок, связанных в рамочную конструкцию. Поэтому сейчас, когда мы видим филенки отдельно друг от друга, не всегда просто предположить, чему именно они принадлежали.
Филенки и вообще крестьянские дома не всегда украшались такой росписью. До середины XIX века подавляющее большинство изб на севере России были курными, то есть топились по-черному и не расписывались. Постепенно курные избы стали заменяться «белыми» домами, увеличились контакты между деревней и городом. Это дало возможность росписи сначала появиться, а потом войти в моду и распространиться чрезвычайно широко на территории Русского Севера, Урала, Алтая, Сибири, Забайкалья.
Расписывать стали как интерьеры, так и фасады домов. Чаще всего изображали цветы, птиц, львов и людей, а иногда к ним добавлялись верблюды, единороги, самовары, обезьяны и прочая экзотика, созвучная крестьянину.
Мастерами домовой росписи были преимущественно маляры-отходники. Они нередко имели иконописное прошлое, были знакомы с искусством города и барских усадеб, с лубком и рисованными вывесками. Иногда за кисть брались и сами хозяева, создавая самобытные произведения искусства.
Несмотря на широкое распространение в прошлом, домовые росписи крайне мало изучены и постепенно исчезают – закрашиваются, сжигаются, разрушаются со временем. Спасти их от забвения – задача настоящего музея.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment